четверг, 17 декабря 2015 г.

На ошибках учимся. Математика и фантазия - вещи несовместимые?

Сегодня я понял, что математика - это то, что невозможно понять. Надо просто знать и оперировать цифрами. Причем так, как сказал учитель. Даже, если это кажется не совсем правильным с точки зрения логики и здравого смысла.
Рассмотрим задачу: 
В ходе маркетингового исследования выяснили, сколько человек посещает магазин в течение недели (с понедельника по воскресенье). По диаграмме определите, на сколько было больше мужчин, чем женщин в магазине в среду.

Решение, кажется, лежит на поверхности. Среда - это третий день недели, значит для решения берем данные третьего столбика и производим весьма простые вычисления, согласно условным обозначениям.

НО! Включив логику, я задумался. Почему получается, что практически во все дни недели женщин в магазин приходит меньше, чем мужчин? Такого же не может быть, конечно, если это не магазин "Охотник-рыболов".

Посмотрел-посмотрел на график и решил, что скорее всего авторы задачи совместили два графика. То есть "наложили" один на другой. Тогда по логике получается правильно. Женщин приходит больше (от 80 до 100 человек), а мужчин меньше (от 20 до 60 человек).
По-моему, это разумное предположение.
Убедившись в правильности своих рассуждений, я принялся за решение.
Итак, в среду в магазин пришли 100 женщин и 60 мужчин.
Дальше обычное арифметическое действие
          100 - 60 = 40
То есть, в среду в магазине было женщин на 40 человек больше.

Вот тут логика и размышление меня подвели.
Оказывается, график составлен "по нарастающей" и в среду (вопреки логике) в магазине было 60 мужчин и всего лишь 40 женщин.
то есть решение должно быть таким
          60 - 40 = 20

Ошибка досадная. А всё, как мне кажется, в неудачно подобранной формулировке задачи. Если бы были цифры более-менее соответствующие действительности (что ни говори, а женщин в магазины ходит в разы больше, чем мужчин), я бы не сделал столь нелепой ошибки. 

Мой вывод: математика - наука точная. Не надо слишком углубляться в смысл задания, а просто оперировать цифрами. 

19 комментариев:

  1. Я бы тоже подумала, что графики совмещены)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за поддержку, Ольга Анатольевна! Как хорошо, что я не одинок в своих фантазиях :)

      Удалить
  2. Ваня, нужно просто уметь работать с графиком. Столбик состоит из двух данных, обозначенных черным и белым цветом, а вместе они составляют 100... В вопросе задачи все идеально!!! Не стоит искать подвоха там, где его нет. Удачи в будущем

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна. Можно было бы посчитать это за 100, если бы во вторник, пятницу и воскресенье тоже было 100. Но там другие цифры :) Мы дома разбирали задачи и долго спорили, несмотря на кажущуюся простоту, есть неточности. И для "дотошных" это большая проблема.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Анна Борисовна! Сколько лет уже спорят "физики и лирики" и никто не может переубедить друг друга :) Я понял - на математике надо отключать фантазию :)

      Удалить
    3. В математике не следует искать подвоха. Но на диаграмме не математика, а жизнь. На картинке только два цвета и больше ничего, а каждый день в сумме составляют свое число.

      Удалить
    4. Анна Борисовна, это понятно, но что делать, когда "фантазия" не выключается ни днём, ни ночью? Когда любое слово (не говоря уже о действии) вызывает массу ассоциаций и навевает на какие-то мысли.
      По-моему, у Носова есть рассказ, где мальчик решал задачу по арифметике :)) Вроде как я :))

      Удалить
  3. Согласна с Анной Борисовной. Задача сформулирована правильно. На диаграмме справа даны условные обозначения. Можно было бы поставить столбики рядом, тогда диаграмма была бы наглядней, но и задача свелась бы к уровню начальной школы. А сводить математику только к операции с числами я бы не советовала.
    И в условие задачи надо вчитываться. Удачи тебе, Ваня. И ты прав - на ошибках учатся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер. Людмила Геннадиевна! Это одна из моих ошибок, что я не вчитываюсь в задания. Иногда "не дочитываю", а иногда наоборот, слишком "мудрю". Буду стараться думать "по-математически" :)

      Удалить
  4. Не популярный магазин.. Женщины вообще наверно чисто из любопытства заглядывают в него)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Маша, в этот магазин женщины не ходят :)) Наверное это всё-таки "Охотник-Рыболов" :)) А женщины, наверное, просто приходят с мужьями, проконтролировать чтобы те не потратили всю зарплату :))

      Удалить
    2. Вот видишь, какие мы, сначала задумываемся, что за магаз такой, почему так мало в него ходят женщины...уже называние придумываем, в отличии других детей-школьников, которые видят просто цифры 60 и 40....

      Удалить
    3. Машенька, вот поэтому с "страдаем" :))

      Удалить
  5. Здравствуй, Ваня. Если смотреть только на график, то твои рассуждения вполне логичны. Но мы же его рассматриваем с точки зрения условий задачи, а в условиях всё прописано довольно чётко) У меня тоже некоторые ребята на уроке любят всё усложнять) И я не скажу, и иногда это не так уж плохо) и приводит к открытиям и гениальным выводам)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Александровна! Спасибо за поддержку. :) Судя по тому, как я иногда "грандиозно усложняю" - быть мне "открывателем чего-то гениального" :-B А если серьёзно - обидно, что не выполнил такие простые задания :(

      Удалить
  6. Здравствуй, Ваня. Признаюсь, я бы тоже ошиблась...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Владимировна! Поддержка со стороны "лириков" для меня очень важна :)

      Удалить
  7. Ваня, что поделать, бывает и так, когда жизненный опыт заставляет делать наперекор условиям в задании...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Задумался я: получается, жизненный опыт может и навредить? Вот уж над чем стоит задуматься :)

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы