пятница, 18 августа 2017 г.

Просто машина

- Робот номер сто сорок три, подойди к объекту "Стёрка".
Через смотровое окно я наблюдал, как робот реагировал. Машина, размером с обычного человека, по форме больше напоминающая продолговатый эллипс с ручками и ножками и камерой на голове, неуверенно осматривалось по сторонам. Оно прижало механизированные пальцы к лицу-камере и стало медленно подходить к обычной резиновой стёрке, лежащей на пьедестале в центре тестовой камеры.
- Чёртов ИИ, - заметил доктор Грант, вновь включая громкую связь. – Сто сорок три, иди быстрее!
Робот подскочил на месте, будто испугавшись громкого звука. Похоже, стоит подкрутить звукоприёмник и поставить поп-фильтры, чтобы операционка не сгорела. Несмотря на приказ доктора, робот не двинулся быстрее, а наоборот, остановился и его стало трясти ещё сильнее.
- Может, механизм сломался? – спросил я, но Грант только фыркнул.
- Ты механик, тебе лучше знать! Кому сказать – не поверят! Я не могу закончить тестирование потому, что у робота какой-то Паркинсон!
- Всё-таки, стоит проверить. Открой камеру, я войду, проверю системный блок.
- Ага, щас! – возмутился Грант. – Ты помнишь, как один из них сбежал? Ведь это в твоём отделе разрабатывали механику движения. Кому пришло в голову дать им возможность бегать быстрее человека? Хоть картой не снабдили, спасибо.
- Ну и ладно, только потом не жалуйся, что у тебя пол грязный.
Не люблю я шантаж, но его не проймёшь другим способом. Тем более, чёрные разводы на полу действительно будут досаждать, и не только этому сквалыге. Плевать, что у него уровень доступа больше, он мне не начальник! Грант вообще неприятный тип, и кому пришла в голову идея назначить его директором комплекса? Хотя я уважаю его как ученого за вклад в развитие организации, но всей душой ненавижу этого старика, как человека.
Меня часто спрашивали, каково это проходить сквозь стены? Всё просто, расщепляешь себя на молекулы, на какое-то время становишься жидким и течёшь в нужном направлении. Только вот с волосами проблема, застревают в твёрдых поверхностях, так недолго и облысеть. А в целом, проходить сквозь что-то весело, особенно когда встретишь кого-то по ту сторону. Обязательно кого-то напугаешь, да и вид подходящий. Ещё никто не устоял перед появляющейся из стены чёрной мордашки с гигантской улыбкой и красными глазами.
Проникнув в тестовую камеру, я оказался прямо перед механическим лицом робота. Он отпрянул в сторону, как-бы испугавшись моего нечеловеческого вида, глухо звякнув корпусом об стену.
- Что случилось? – спросил я у него. – Иди ко мне, я починю тебя, всё будет в порядке.
Несмотря на это, робот продолжал вжиматься в стену, отмахиваясь от меня механизированными руками.
- Успокойся, - говорил я, подходя ближе. – У тебя просто замыкание в сети, я всё починю.
Он попытался обороняться, но я решительно схватил его руку и пресёк все попытки к сопротивлению. И тут что-то ёкнуло в груди. Его камера направилась на меня, и я увидел индикатор чувств, представляющий собой некое подобие глаза: зрачок и радужная оболочка. Этот робот смотрел на меня не как искусственный интеллект, а осознанно, как кто-то знакомый. В его глазах читался страх, но не от того, что перед ним объект, который записан в его коде как опасность, а потому что перед ним стоял именно я. Робот боялся меня. Я вглядывался в его объектив, пытаясь понять, в чём проблема. Но внешний обзор ничего не дал.
- Всё нормально, - сказал я, не отводя от него взгляда. – Ты сейчас подойдёшь к объекту, прикоснешься к нему, и убедишься, что опасности нет.
Его индикатор просто зашкаливало от испуга. Его камера начала судорожно двигаться из стороны в сторону, это было похоже на то, если бы человек тряс головой, не сводя взгляда с объекта наблюдения. Он попытался отползти в сторону.
- Стой! – приказал я. – Мы отпустим тебя, как только закончится тестирование. Пожалуйста, просто дотронься до объекта.
Его индикатор пришел в нормальное состояние, и он качнул камерой в знак согласия. Я улыбнулся и вернулся в смотровую комнату. Грант недовольно посмотрел на следы, которые я оставил по обе стороны границ перехода.
- Наговорился? – буркнул он. – Продолжим.
Он отвернулся к окну, чтобы отдать очередной приказ, но замер в изумлении. Робот все же протянул руку к "Стёрке", но коснувшись всего одним пальцем, снова запаниковал, и, похоже не зря. Рука робота стала укорачиваться, будто медленно стиралась о гладкую поверхность. Он пытался оторваться от стёрки, но механизм не отпускал.
Робот поводил камерой из стороны в сторону и направил свой взгляд в смотровое окно. Он внезапно успокоился и индикатор зафиксировал, что он счастлив. У меня мурашки пробежали по коже. Окно тщательно скрывается от тестируемых, его не видно изнутри, однако, эта машина точно знала, где оно находится и смотрела прямо мне в глаза. Стёрка работала. Индикатор фиксировал высшую степень счастья, но, когда от его тела остались только корпус и рука, он крепко сжал камеру рукой и, разрывая все провода, рывком повернул камеру на триста шестьдесят градусов. С чувством полного счастья робот свернул себе шею. Индикаторы жизни погасли, а корпус полностью поглотило воздействие объекта. Мурашки, бегающие по моей спине, ворвались в самое сердце, и я дернулся, словно в припадке Паркинсона. Совсем как робот, всего пару минут назад.
- Ну что ж, - Грант довольно потирал руки. – Так и запишем, объект действует на все движущиеся объекты. Тестирование прошло удачно.
Щелчок автоматического диктофона и тишина.
Я долго сидел в приёмной отдела робототехники. В голову лезли разные мысли, и терялись в пустоте, сталкиваясь друг с другом, разлетались в разные стороны, натыкались на другие, образовывая бессмысленный гулкий клубок. А перед глазами стоял его взгляд. Не такой, который должен быть у искусственного интеллекта…
В комнату, с чашкой кофе в одной руке и стопкой бумаг в другой, вошла профессор Зои. Она не заметила меня, подошла к своему столу и принялась раскладывать бумаги по разным файлам. Я кашлянул, она подскочила, едва не опрокинув на бумаги чашку кофе и схватилась за сердце:
- Альберт! Не пугайте меня так!
- Простите, профессор, - извинился я, но она только кокетливо взмахнула рукой и засмеялась.
- Я же просила называть меня просто Зои. Вы по какому вопросу? Если за автоматическими датчиками, то новая партия будет готова только к четвергу.
- Вы можете пробить по базе данных, с кого писался интеллект одного из роботов?
Она посмотрела на меня удивлёнными глазами и сказала:
- А Вам зачем? Вы же знаете, что все пробные ИИ взяты от… покинувших нас.
- Поэтому и надо, - выдохнул я. – Меня интересует модель сто сорок три.
Она быстро застучала маникюром по кнопкам, внимательно всматриваясь в экран, а потом чётко произнесла:
- Агент Рональд Росс, в бывшем сотрудник организации "Спасение", погиб при попытке захвата объекта третьего уровня опасности…
- "Стёрка", - прервал её я, осознав всё… - Спасибо. Это всё, что мне нужно было узнать.
Я встал с дивана и вышел за дверь. Зои что-то крикнула мне вслед, но я не услышал. Зайдя в свой кабинет, я открыл ящик стола и достал фотографию. Это был давний общий снимок учёной коллегии. Профессор Зои, такая юная и полная надежд, доктор Грант, с чёрными кудрями без намека на седину, я и Рон. Мы с Роном никогда не ладили, всегда собачились и тогда были в ссоре. Рон демонстративно отстранился от меня, а я, как последний дурак, в каком-то порыве настроил ему рожки.
Прости Рон, я не предполагал, что так произойдёт… Но ты же знал, что будет, когда коснёшься. Это же уже однажды было с тобой! Но тогда, когда ты начал пропадать по кусочкам, твой мозг успели скопировать, тебе дали вторую жизнь. А я её забрал. Почему ты не дал мне понять…
Ты же был доктором. Что случилось, почему тебя понизили до агента? Неужели прогресс не для тебя? И вот снова, с тестового объекта ты скатился до списанного робота.
Сколько твоих копий по комплексам гуляет? Десятки, сотни? Они охраняют, убирают, проходят тесты. Ведь это просто машины, что с них возьмёшь?

А сейчас это был не робот, это был ты в механическом теле. Ты знал, чем это закончится, знал, что произойдёт. Так почему не сказал? Ах да, голосового модуля ещё не изобрели… А пока изобретут, сколько ещё раз тебя спишут в утиль? Ты бессмертен, пока хранится твой код. А если всё кончится? Что если раз, и сотни тебя просто исчезнут. И не будет у меня… друга.
Я не заметил, как по щекам потекли слёзы. Что ж это я, как баба. Когда его хоронили без тела, не плакал, а тут… Я взял телефон и позвонил в отдел робототехники. Поднял Ганс, заведующий отделом информации.
- Да, Ал.
- Я хочу заказать робота с системой сто сорок третьего.
- Хорошо, а с чего такая специфика?
- Да так, просто.
Я положил трубку. Нет, остальные будут просто машины с твоими знаниями.
А я из тебя человека сделаю…

2 комментария:

  1. Интересный рассказ, спасибо. А что такое ИИ - искусственный интеллект? или что-то другое?

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы