среда, 12 марта 2014 г.

Моя прабабушка Лизунова Фёкла Сергеевна и её семья.

Я никогда не видел свою прабабушку, но много знаю о ней от бабушки Галины (её дочери). Я попытаюсь передать атмосферу самого рассказа, ведь бабушка постаралась передать мне слова моей прабабушки так, как она говорила.
Передо мной сейчас лежит обычная школьная тетрадка, в которой простым карандашом написана частичка истории моей семьи. Я вчитываюсь в эти полустершиеся строчки и переношусь в начало прошлого века, когда всё было по другому и люди были совсем не похожи на нас. У них были совсем другие моральные ценности. Я это понял, когда прочитал записи моей бабушки.
"Лизунова Фёкла Сергеевна родилась 2 сентября 1907 года в городе Ессентуки (тогда станице Ессентуки). Но когда давали паспорта, записали дату 2 сентября 1909 года.
В школу приняли её сразу во второй класс, так как она знания первого класса получила от старшего своего брата Лизунова Ивана Сергеевича. После второго класса учиться не довелось. 
Её мама (моя прапрабабушка) Лизунова Федосья Семеновна забрала её из школы для того, чтобы нянчить родившегося ребенка (у Федосьи Семеновны родилось 13 детей). Когда ребенок подрос, а Фёкле исполнилось 12 лет, её отдали работать. Работала она няней у своей учительницы (фамилия Герц). Учительница научила её вязать носки, безрукавки. готовить пироги. стирать, гладить, мыть посуду, убирать комнаты, мыть полы, шить и прочее.
Потом Фёкла стала работать санитаркой и учиться в школе по вечерам. Окончила 4 класса, вышла замуж.
Муж- Сергиенко Сергей Лазаревич (казак с Дона) работал милиционером в городе Ессентуки.
В Ессентуках им дали комнату недалеко от рынка, напротив трикотажной фабрики.
В 1933 году  погиб отец Фёклы (мой прапрадед) Лизунов Сергей Семенович. Шел с работы (работал кочегаром на электростанции "Белый уголь") и попал под поезд. 
Мать Фёклы, Федосья Семеновна уговорила её развестись с мужем и вернуться домой, так как ей одной было трудно воспитывать детей. Брат и сёстры (Наталья, Михаил и Мария) нуждались в помощи старшей сестры.
В 1941 году, когда Фёкла Сергеевна работала санитаркой в военном санатории РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии), стала гражданской женой Студзинского Павла Ивановича, который работал заместителем начальника санатория. Воинское звание- капитан. Ушел на фронт. Воевал в Сталинграде. Имел тяжелое ранение и не вернулся к жене, наверное считал, что той будет тяжело ухаживать ещё и за раненым, ведь ей по прежнему надо было заботиться о матери, брате, сестрах, о только что родившейся дочке (Галине-моей бабушке), о двоюродном брате Лизунове Викторе Ивановиче. Мать Виктора, Наталья Сергеевна не работала.
Студзинский Павел Иванович присылал деньги (алименты) своей дочери, что очень помогло ей окончить 10 классов. Обучение с 8 класса было платным".
А сейчас я расскажу историю о моей двоюродной прабабушке Лизуновой Наталье Сергеевне. Когда я узнал о её жизни, то долго не мог понять: почему то время было так жестоко к людям.
"Лизунова Наталья Сергеевна родилась 22 августа 1913 года в городе Ессентуки Ставропольского края. Работала лаборантом в фотографии, официанткой в столовой санатория. Окончила 4 класса начальной школы, училась в вечерней школе. Была избрана секретарем комсомола санатория. Одновременно работала и училась.
В 1939 году стала гражданской женой Анискина Ивана. Родители Ивана (казаки) не разрешили ему жениться на "мужичке"-комсомолке. У них родился сын Виктор.
23 августа 1940 года  вступила в коммунистическую партию (стала кандидатом).
Когда фашисты стали подходить к городу, вместе с товарищами и ранеными красноармейцами ушла из города, но фашисты перегородили пути выхода с Кавказа. Пришлось возвращаться в город. Документы спрятали в поле, но потом не смогли найти. Раненых спрятали по своим квартирам. Наталья Сергеевна прятала Злобина Ивана. Во дворе никто не выдал (ул Анджиевского 11). Её сын, Виктор (мой двоюродный дедушка) в это время жил в семье своей тёти Фёклы Сергеевны (ул.Пятигорская,10).
Когда город освободили от фашистов, Наталье Сергеевне за потерю документов кандидата в коммунистическую партию отказали в приеме на работу.
Моей бабушке Лизуновой Фёкле Сергеевне пришлось работать одной и содержать большую семью : Федосью Семеновну (мать), Галину (дочь), Виктора (племянника), Наталью Сергеевну (родную сестру), Марию Сергеевну (родную сестру) которую парализовало в трёхлетнем возрасте.
В 1928 году племянник прабабушки неожиданно выстрелил из нагана возле кроватки Марии и испугал её, после чего она долго пролежала не вставая , почти до 6 лет.
У старшего брата моей прабабушки Лизунова Ивана Сергеевича (родился в 1900 году) к этому времени была своя семья : Лизунова Евдокия, падчерица Полина, сын Юрий (1940 года рождения)
Младший брат моей прабабушки Лизунов Михаил Сергеевич (1917 года рождения) окончил 10 классов, потом окончил летную школу (или училище, или техникум), так как в армии служил техником, топографом на аэродроме на Дальнем Востоке на границе с Японией. После службы вернулся с гражданской женой Ефросиньей. Их долго не регистрировали, потому что муж Ефросиньи пропал без вести и у неё не было развода.
Лизунов Михаил Сергеевич (двоюродный прадедушка) работал на предприятии "Геолого-разведка" в городе Ессентуки. Первый ребенок у него умер, а потом родилась дочь- Лизунова Галина Михайловна. Училась в школе №3 города Ессентуки. Потом они переехали в станицу Елизаветинскую Краснодарского края. Михаил Сергеевич работал на предприятии "Геологоразведка" начальников фотолаборатории города Краснодара.
Его дочь Лизунова Галина Михайловна (моя троюродная бабушка) окончила Краснодарский (Кубанский) сельхозинститут и по направлению уехала работать в Красноярск, в пригород, агрономом. Сейчас она проживает в городе Назарово Красноярского края. У неё две дочери Ксения и Анна (Ярошинские?)
Михаил Сергеевич долго жил в Елизаветинской, а после смерти жены, года через, три уехал к дочери, где и умер в 2000 году"
Вот такие непросто сложилась судьба моей прабабушки Фёклы Сергеевны. Всю жизнь она заботилась о других.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im]ссылка на изображение[/im] - для вставки изображения в исходном размере
[im#]ссылка на изображение[/im] - изображение размещается по ширине страницы